Сделать домашней|Добавить в избранное
 

 

Экзамены

Рекомендовано районным методическим советом отдела
образования Свислочского райисполкома
Протокол №1 от 04.01.2013г.


Психолого-педагогическое сопровождение подготовки и проведения выпускных экзаменов за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования
(методические рекомендации)


Стеценко М.К., педагог-психолог
Свислочского районного СПЦ,
Герман И.Ю., педагог-психолог
гимназии №1 им.К.Калиновского
г. Свислочь

Выпускные экзамены, вступительные испытания и централизованное тестирование - это сложный период в жизни старшеклассников. Успешность сдачи экзаменов обусловлена не только имеющимися знаниями, но и особенностями восприятия учеником данной ситуации, его субъективными реакциями и состояниями. Одни испытывают лишь легкое волнение, у других предстоящие испытания вызывают чувство тревоги или даже страха. Испытывать тревогу – весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Вот почему так важно уметь тренировать эмоции, стараться не драматизировать события, уметь отключаться от угнетающих мыслей, налаживать ровные отношения с окружающими.
В гимназии №1 им.К.Калиновского г.Свислочь организовано психолого-педагогическое сопровождение подготовки и проведения выпускных экзаменов за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования, целью которого является формирование эмоциональной готовности и отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам и централизованному тестированию.
На протяжении учебного года педагог-психолог консультирует учащихся, родителей и педагогов по вопросом психологической подготовки к сдаче экзаменов. С целью отработки учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам и повышения уверенности в себе для учащихся 11 классов проводился практикум «Как правильно подготовиться к экзаменам и тестированию», был организован цикл занятий «Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов», «Приемы волевой мобилизации», «Приемы релаксации и снятия напряжения». Девятиклассники приняли участие в занятии с элементами тренинга «Готовимся к экзаменам». На данном занятии они смогли получить информацию об эффективных способах подготовки к экзаменам, правильном питании, режиме дня, обучились приемам снятия усталости и дыхательным упражнениям. С учащимися 9 класса проводена сюжетно-ролевая игра «Я на экзамене», в ходе которой подростки смогли попробовать себя в различных ролях и получили практические рекомендации по наиболее эффективному поведению на экзамене.
Психологическая поддержка выпускников − это один из важнейших факторов, определяющих успешность преодоления ими предстоящих испытаний. Существуют разные способы поддержки ребенка. Одни из них делают молодых людей зависимыми, другие − сильными и самостоятельными. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон, ресурсов ребенка. На формирование подлинной поддержки значимыми взрослыми ( педагогами и родителями), должна быть направлена психопрофилактическая и методическая деятельность психолога, осуществляемая на методических семинарах для педагогов, классных часах, индивидуальных и групповых консультациях − для родителей.
Для родителей выпускников была организована лекция «Как подготовить себя и ребенка к экзаменам», на которой родители смогли узнать, как помочь своему ребенку и снизить собственную тревожность, разработаны рекомендации.
Проводимая работа позволяет снизить тревожность старшеклассников, повысить их уверенность в себе и сдать выпускные экзамены без существенного ущерба для физиологического и психологического здоровья.

Рекомендации педагогам-психологам учреждений общего среднего образования
по психологической подготовке учащихся 9 и 11 классов
к сдаче экзаменов.


Целью психологического сопровождения старшеклассников является формирование эмоциональной готовности и отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам. Проводимые мероприятия должны быть направлены на:
-повышение сопротивляемости стрессу;
-отработку навыков уверенного поведения;
-развитие эмоционально – волевой сферы, навыков саморегуляции;
-развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
-развитие мобильности, переключаемости, умения организовать деятельность;
-осознание собственной ответственности за поступки, в анализе установок.
-обучение навыкам конструктивного взаимодействия;
Психологическая поддержка выпускников – один из важнейших факторов, определяющих успешность преодоления ими предстоящих испытаний, которая основывается на подчёркивании способностей, возможностей, положительных сторон, ресурсов ребёнка. На формирование подлинной поддержки значимыми взрослыми (педагогами, родителями) должна быть направлена психопрофилактическая и методическая деятельность педагога-психолога, осуществляемая на методических семинарах для педагогов, на классных часах, индивидуальных и групповых консультациях для родителей, поэтому необходимо:
-осуществлять психологическую подготовку к сдаче экзаменов и централизованному тестированию в интерактивной форме на классных часах, психологических занятиях по следующим темам: « Стресс и как с ним справляться», « Способы снятия психологического напряжения», « Как подготовиться к сдаче экзамена» и др.;
-проводить индивидуальные консультации и занятия с учащимися, демонстрирующими высокий уровень тревожности, напряжения;
-индивидуальные и групповые консультации с родителями;
-составлять рекомендации для родителей и педагогов – предметников. Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и педагоги могли их использовать в качестве памятки.
-для учащихся 11-х классов целесообразно шире использовать возможности наглядного информирования − стенную печать, готовить информационные листки, размещать рекомендации на школьном сайте и т.п., ведь важно учитывать высокую учебную нагрузку учащихся, которая не всегда позволяет организовывать психологические занятия с группами школьников;
-при отсутствии возможности оказать выпускнику помощь в учреждении образования, педагог-психолог направляет к соответствующим специалистам.

Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам


1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составьте план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.


Как помочь своему ребенку подготовиться к экзаменам (рекомендации родителям)


1. Помогите ребенку спланировать свою деятельность (делать это надо не навязчиво, не приказным или назидательным тоном).
2. Помогите ему соблюдать режим дня (хотя бы в одно время ложиться и вставать).
3. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередова занятия с отдыхом. Накануне экзамена обеспечьте подростку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
4. Не повышайте тревожность старшеклассника накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться".
5. Повышайте у подростка уверенность в себе, ведь чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
6. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
 

Мы рады,
что Вы посетили
наш сайт..
Добро пожаловать!